Родился
10 февраля 1910 года в
Петербурге.
Обучался танцу в Петроградском хореографическом училище. В 1926–1930 годах
работал артистом ленинградского Театра оперы и балета, в 1930–1958 годах –
московского Большого театра. Исполнял ведущие партии практически во всех
балетах репертуара, как классических, так и созданных современными
хореографами.
Ермолаев может считаться реформатором мужского танца, поскольку вывел его на
новый уровень виртуозности (особенно в сфере техники прыжков и вращений),
насытил невиданной ранее динамикой и тем самым разрушил господствовавший
ранее на балетной сцене стереотип галантного кавалера. В период до 1937 года
исполнил ведущие роли (как драматические, так и комедийные) в балетах Пламя
Парижа (балетмейстер
В.И.Вайнонен, музыка
Б.В. Асафьева), Дон Кихот
(балетмейстер
А.А. Горский, музыка
Л. Минкуса), Светлый ручей (балетмейстер
Ф.В. Лопухов, музыка
Д.Д. Шостаковича) и многих других, а также
отдельные виртуозные партии, такие, как Голубая птица в Спящей красавице
(балетмейстер
М. Петипа, музыка
П.И. Чайковского). Травма ноги временно
прервала его карьеру. После 1939
года, исполняя привычные роли, стал
акцентировать в них игровые задачи и выказал себя блистательным актером в
партиях, где преобладала пантомима: как драматических (Тибальд в балете
Ромео и Джульетта, балетмейстер Л.М. Лавровский, музыка
С.С. Прокофьева), Абдерахман в Раймонде
(балетмейстер
Петипа, музыка
А.К. Глазунова), Гирей в Бахчисарайском фонтане
(балетмейстер
Р.В.Захаров, музыка
Б.В.Асафьева), так и комедийных (кавалер ди Рипафратта в Мирандолине, балетмейстер
В.И.Вайнонен, музыка
С.Н.
Василенко).
Ермолаев выступал и как постановщик (в частности, в Минске). С
1960-х годов вел класс мастеров в Большом театре.
У
Алексея Ермолаева не было разбега к славе. Первый взлет его Бога Ветра в
"Талисмане" - выпускном спектакле Ленинградского хореографического училища -
стал взлетом на вершину профессии. Порывистый зигзаг этого прыжка,
зафиксированный на фотографии, стал нулевым меридианом современного мужского
танца. Виртуозность, дозволенная в классическом балете лишь бесконечным
шутам, в танце Ермолаева поднялась на невероятную высоту и
трансформировалась в принадлежность самых благородных принцев: Принца Зигфрида в "Лебедином озере", Принца Дезире и Голубой птицы в "Спящей
красавице", Жана де Бриена в "Раймонде", Альберта в "Жизели". У Ермолаева
эти безжизненные герои голубых кровей, как и марселец Филипп в "Пламени
Парижа", были рождены яростной послереволюционной эпохой. Заставив их
познать все счастье и всю горечь реальной жизни, он наполнил эти роли
бунтарством и неистовством ХХ века. Но время полетов Ермолаева истекло
трагически, несправедливо быстро.
Ему было всего 27 лет, когда он получил тяжелейшую травму. Неистовый не
только на сцене, но и в жизни, через два года Ермолаев заставил себя
вернуться на сцену. В него снова влюблялись, его продолжали боготворить. Его
Тибальд в "Ромео и Джульетте" (единственная кинозапись
Ермолаева), Кавалер ди Рипафратта в "Мирандолине", Евгений в "Медном всаднике", Ли Шанфу в
"Красном маке", Северьян в "Сказе о каменном цветке" стали классикой. Но
чудо полета Бога Ветра восстановить было невозможно. Остались фантастический
дар перевоплощения и неутолимая жажда танца, которая не могла найти себе
удовлетворения в новых ролях. Всю силу своей недосвершившейся судьбы он
вложил в учеников:
Владимира Васильева,
Мариса Лиепу, Михаила Лавровского,
Александра Годунова, Юрия Владимирова,
Владимира Тихонова, Бориса Акимова.
Скончался в Москве
в 12 декабря 1975 года.
(для просмотра снимка в
полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)
Похоронен на участке
№ 12.
Рядом с его надгробием
установлен кенотаф
артисту балета и киноактёру
Александру Годунову,
умершему в США в 1995 году.
|