Родился
4 (17)
февраля 1907 года в
Богодуховском руднике,
ныне посёлке Щегловка (Донбасс).
Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.
Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 года стал литературным
сотрудником местной комсомольской газеты. С 1931 года жил в Москве, в
1933-1941 годах работал литературным консультантом издательства "Молодая
гвардия".
Приобрел известность после публикации стихотворения Кукла (1932), горячо
поддержанного М.Горьким, трогательно-задушевных стихов о русской природе
(Подмосковная осень, 1937; Зимнее, 1939, Осенняя песня, 1940) и связанных с
народно-песенным началом в творчестве Кедрина (Две песни про пана, 1936;
Песня про солдата, 1938) поэм Зодчие (1938) — о легендарных строителях
небывалой красоты храма Покрова (Василия Блаженного), по приказу царя
ослепленных, когда они неосторожно признались, что могли бы построить храм
еще краше и тем умалить славу воздвигнутого; Песня про Алену-Старицу (1939),
посвященная легендарной участнице бунта Степана Разина; Конь (1940) — о
полулегендарном строителе-архитекторе "горододельце" конца 16 в. Федоре
Коне.
В 1940 году вышел единственный прижизненный сборник стихов Кедрина
Свидетели. В 1943 году, несмотря на плохое зрение, поэт добился направления
специальным корреспондентом в авиационную газету "Сокол Родины" (1942-1944),
где печатал, в частности, сатирические тексты под псевдонимом Вася Гашеткин.
Интонации доверительной беседы, историко-эпическая тематика и глубокие
патриотические импульсы питали поэзию Кедрина военных лет, где встает образ
матери-Родины, горечью первых дней войны и непоколебимой волей к
сопротивлению (стихи и баллады 1941, Ворон, Набег, Глухота, Князь Василько
Ростовский, Весь край этот, милый навеки…, Колокол, День суда, Победа и
др.). Образами и ритмами русского народного творчества, традиционными
сюжетами русской культуры насыщаются в это время и пейзажная и
интимно-камерная лирика Кедрина (стихи и баллады Красота, 1942; Аленушка,
1942-1944; Колыбельная, 1943; Цыганка, Месяц однорогий…, оба 1944, и др.).
Драматический характер поэзии Кедрина, насыщенной диалогами и монологами
(стихи Беседа, Баллада о побратимах, Грибоедов), с наибольшей отчетливостью
проявился в стихотворных драмах (Рембрандт, 1938, опубл. в 1940; утраченная
в период эвакуации 1941 рукопись Параши Жемчуговой), а лаконическая
образность его поэзии — в стихотворении "Поединок" (1933) интересном также и
своеобразным поэтическим
автопортретом писателя:
"К нам в гости приходит мальчик
Со сросшимися бровями,
Пунцовый густой румянец
На смуглых его щеках.
Когда вы садитесь рядом,
Я чувствую, что меж вами
Я скучный, немножко лишний
Педант в роговых очках"
Глубиной и энергией мысли отличается философская лирика поэта:
"Был слеп Гомер и глух Бетховен…", 1944; "Бессмертие", "Пластинка"
("Когда я уйду, Я оставлю мой голос…"), "Я", 1945). Для
планетарного мышления Кедрина, как и других отечественных поэтов его
поколения, характерно постоянное ощущение своей преемственной связи с
мировой историей и культурой, знаками чего явились стихи и баллады,
посвященные истории, героям и мифам других народов - "Приданое", 1935:
"В тростниках просохли кочки,
Зацвели каштаны в Тусе,
Плачет розовая дочка
Благородного Фердуси…";
"Пирамида", 1940 ("…Лежал Мемфис на ложе из парчи…"); "Свадьба" ("Царь
Дакии, / Господень бич, / Аттила…"), "Варвар" (оба - 1933-1940), и др.
Кедрин переводил стихи с украинского, белорусского, эстонского, литовского,
грузинского и других языков.
Постоянной для Кедрина была тема трагического противостояния людей смелого
творческого духа (среди них были не только признанные гении, но и безвестные
мастера) грубой силе, власти и корысти, против которых талант, честность и
смелость всегда беззащитны.
Печальным подтверждением этого явилась и сама судьба Кедрина: поэт погиб в
подмосковной электричке от рук бандитов
18 сентября
1945 года.
(для просмотра снимка в
полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)
Похоронен на участке
№ 7.
|