-

Николай Фёдорович
ТОКАРЕВ
(14.12. 1899 - 17.01. 1972)



Конструктор зенитных установок.
Сын конструктора, создателя
автоматического оружия,
Героя Социалистического Труда
Ф.В. Токарева
-

-
     
 


Родился 4 декабря 1899 года в городе Новочеркасске в семье оружейного мастера
Федора Васильевича Токарева
.

Настойчивость и целеустремленность были отличительными чертами этой семьи. Федор Васильевич, рядовой казак, окончил военное училище, стал офицером и занялся проектированием автоматического оружия. В 1908 г. подъесаула Ф. В. Токарева, добившегося первых успехов в этом новом деле, прикомандировали для продолжения опытов к Сестрорецкому оружейному заводу, куда он перевез и свою семью.
Однажды судьба устроила Николаю Токареву труднейший экзамен. Зимой 1921 года, выполняя разведывательное задание, он попал в плен к бандитам. Шансов на спасение не было. Последнюю ночь Николай провел под охраной в холодном амбаре. Наутро скорый и неправедный суд приговорил молодого красноармейца к смерти. Его раздели и повели на расстрел. Уже смотрели в грудь бездушные черные зрачки обрезов и до рокового залпа оставались мгновения, когда пришло неожиданное спасение. Выручило Токарева образование. Оказалось, что в банде нет ни одного грамотного человека, который мог бы вести "делопроизводство", вот и распорядился бандитский атаман оставить пока пленного писарем, но охранять построже. Николай стал готовить побег. Он составил списки бандитов и на четвертый день своего плена во время стычки с отрядом красноармейцев пробился в лес. На его счастье, пошел снег и преследователи сбились со следа. За ночь Николай протопал по глухим лесным тропинкам почти 40 километров и уже ранним утром был в селе Кислинском, откуда ушел на задание. А списки бандитов, переданные им в ЧК, помогли ликвидировать крупный контрреволюционный очаг на Урале.
С должности помощника командира роты по технической части Николай Токарев был отозван на учебу, окончил инженерные курсы в Златоусте, вновь служил на должности старшего техника инженерных войск. А в 1922 г. по просьбе Главного артиллерийского управления его демобилизовывают из армии и посылают на работу в Тулу на оружейный завод, куда незадолго до этого был направлен и его отец.
Вот с этого времени и начинается творческая деятельность Токарева - младшего. Работать рядом с отцом, уже известным изобретателем - оружейником, для Николая было большим счастьем, и он жадно впитывал в себя все советы и наставления Федора Васильевича. Но поначалу тянуло парня все - таки не к оружию, а к мотоциклетному двигателю: клином засела в голове идея сделать мотоцикл собственной конструкции. Деньги из своей небольшой зарплаты чертежника тратил он на покупку инструмента и деталей, вечера напролет не выпускал из рук напильники, ключи, отвертки. Практически все, за исключением отливок и штампованных деталей, сделал своими руками. Испытывал мотоцикл тоже сам, и вскоре машина заработала. Николай азартно участвовал во многих гонках, не боялся рисковать на крутых поворотах и поэтому не раз брал призы.
В 1927 г. Токарева включили в состав команды, отправлявшейся в мотопробег по маршруту Москва - Париж - Москва. Советские спортсмены лихо промчались по Европе, задорно и весело приветствовали парижан, а специалисты только удивлялись мотоциклу - самоделке, сделанному тульским умельцем. Представители знаменитой мотоциклетной фирмы "Харлей - Давидсон" были буквально ошарашены, узнав, что поршни, сделанные руками русского парня, в десять раз прочнее американских фирменных.
Молодого Токарева заметили военспецы. Его пригласили в Главное артиллерийское управление РККА и предложили заняться крайне важным для армии делом - проектированием зенитных пулеметных установок.
Первая советская зенитная установка простейшего типа была создана в 1928 г. М. Н. Кондаковым под пулемет системы Максима образца 1910 г.
Укомлектованная кольцевым дистанционным прицелом, она обеспечивала стрельбу по целям, движущимся со скоростью до 320 км/час на дистанции до 1500 метров. Но воздушные машины летали все быстрей, а это диктовало необходимость оснащения войск противовоздушной обороны более мощными зенитными установками, способными обеспечить массированный огонь по самолетам противника.
Николай Федорович блестяще справился с важным заданием. Он скомпоновал на единой установке тела четырех пулеметов системы Максима с продольным размещением коробок с патронными лентами. Такая компоновка патронных коробок существенно уменьшила габариты установки, но заставила конструктора проектировать специальный рукав, по которому патронная лента подавалась в приемник, поворачиваясь на 90 градусов по отношению к коробке. Только сам конструктор знал, сколько перебрал вариантов, сколько раз переделывал рукав: пока не добился абсолютно бесперебойной подачи патронов.
После первых же пробных стрельб начальник технического комитета ГАУ К.К. Цветковский, контролировавший полигонные испытания, прислал в адрес Н.Ф. Токарева телеграмму: "Работает как часы, сердечно поздравляю".
ЗПУ образца 1931 г. с успехом применялись нашими зенитчиками в боях на Халхин - Голе, а в годы Великой Отечественной войны они прикрывали крупные города, важные военные объекты и неоднократно использовались для борьбы с наземными целями противника.
Отличительной чертой Н.Ф. Токарева была неукротимая жажда знаний. Понимая, что без фундаментальной подготовки ему будет трудно реализовать природный конструкторский дар, он поступил на высшие инженерно - технические курсы при Тульском механическом институте, в 1932 г. успешно закончил их и получил диплом инженера по холодной обработке металла. Инженерная подготовка оказалась как нельзя более своевременной.
В октябре 1932 г. на вооружение советской авиации поступили новейшие сверхскорострельные пулеметы системы Шпитального и Комарицкого (ШКАС), делавшие до 1800 выстрелов в минуту. Испытания нового оружия наглядно показали его исключительную огневую мощь. Но не менее важным было проектирование таких установок в самолетах, которые позволили бы в полную меру использовать все качества этих пулеметов и обеспечить безотказность стрельбы в любых положениях самолета. Самой трудной из всего комплекса проблем было боепитание супер - пулемета.
В условиях испытаний в тире металлическую звеньевую ленту с патронами подавали в приемник и потом только поддерживали ее руками, чтобы исключить задержки в стрельбе из - за перекоса патрона. Но как обеспечить надежную стрельбу в самолете в условиях воздушного боя? Нерешенность проблемы ставила под угрозу само применение нового оружия. Поэтому правительство поручило ряду конструкторов создать для пулемета ШКАС компактную турельную установку и надежную систему боепитания.
Большинство проектантов предлагали использовать гибкий рукав, то есть шли но уже проторенному пути. По - иному стал решать проблему Н.Ф. Токарев. Вопреки сложившейся традиции он сконструировал жесткий рукав в виде дуги и установил его на подшипниках на турели таким образом, что по правой половине рукава лента подавалась в приемник пулемета, а по его левой половине стреляные гильзы попадали в специальный мешок - уловитель.
Испытания нескольких систем турельных установок Для ШКАСа шли параллельно на разных полигонах в феврале - марте 1934 г. За ними наблюдали Г.К. Орджоникидзе и М.Н. Тухачевский, многие военные руководители.
Когда Тухачевский поинтересовался, сколько времени потратил Токарев на создание установки, то получил ответ, поразивший его: "Немногим более года". Остальные конструкторы работали над той же проблемой в три - четыре раза дольше, но с гораздо более скромными результатами.
В марте 1934 г. турельная установка Н. Ф. Токарева была принята на вооружение под наименованием "Тур -8", и Николай Федорович стал автором первой в мире авиатурели, обеспечивающей непрерывное ленточное питание и обстрел любой точки сферы.
Самоотверженный труд Николая Федоровича был отмечен. Командование Военно - воздушными силами поощрило его крупными денежными премиями, в 1935 г. нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе лично премировал конструктора легковой автомашиной ГАЗ -4. Через три года постановлением СНК Токарев премируется легковой автомашиной М -1, а в 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР наградил изобретателя орденом Красной Звезды.
В конце 30- х годов перед специалистами в области противовоздушной обороны ставится новая задача - обеспечить ПВО страны зенитной установкой крупнокалиберных пулеметов. Опыт подобной работы позволил Николаю Федоровичу довольно быстро создать конструкцию установки для строенных пулеметов и попутно решить проблему точности стрельбы, стоявшую у зенитчиков особенно остро, так как стало физически невозможно одному наводчику успевать делать и горизонтальное и вертикальное прицеливание. Токарев спроектировал раздельное управление установкой, когда один наводчик управлял наводкой по горизонту, а другой - по вертикали.
Вновь Николай Федорович победил в конкурсе, и в 1940 г. его установка, получившая название ТКБ -149, была принята на вооружение. Она широко применялась войсками ПВО в годы войны с фашистской Германией.
С самого начала войны по 24 апреля 1943 г. Н. Ф. Токарев находился в Туле и вместе с туляками пережил тяжелые дни осады города. В сентябре 1941 г. линия фронта приблизилась к Туле, и надо было обеспечить ее предприятия и наиболее важные объекты надежной противовоздушной защитой. Токарева пригласили в областной комитет партии. С.Б. Вартазарян, близкий друг семьи Токаревых, вспоминал: "Обком партии предложил конструктору Н.Ф. Токареву организовать группу в составе товарищей В.А. Седачева, Г.Г. Куренкова, Д.Н. Полибина и в самом спешном порядке разработать зенитную установку для авиационных 23- мм пушек, несколько десятков которых были законсервированы на складе..."
Задание обкома партии группа Токарева выполнила в невиданные до войны сроки - уже через три дня документация проекта была готова. Еще десять дней понадобилось, чтобы изготовить и опробовать опытный образец. Первые очереди были сделаны прямо с крыши здания обкома. 18 тульских предприятий получили задание делать различные детали для установки, сборку поручили заводу НКПС имени М.И. Калинина. Вскоре новые зенитные установки Н. Ф. Токарева надежно прикрыли Тулу от немецких бомбардировщиков.
Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу страну позволило фашистам захватить временное преимущество в воздухе. Поэтому необходимы были энергичные и решительные меры по усилению противовоздушной обороны. В числе прочих мер немалое значение имело и увеличение числа ЗПУ. В связи с тем, что на складах скопилось большое количество авиационных пулеметов ПВ -1 и ДА -2, снятых с вооружения, решено было срочно спроектировать простую и надежную установку для их использования как зенитного оружия. Такую установку строенных пулеметов ПВ -1, сочетавшую простоту изготовления с высокими боевыми качествами, разработал Н. Ф. Токарев.
Активная творческая деятельность Н.Ф. Токарева продолжалась и после Победы. Скоростные бронемашины нашей мотопехоты были вооружены сконструированной им спаренной зенитной установкой крупнокалиберных пулеметов, способной вести массированный огонь с ходу как по воздушным, так и по наземным целям.
Творческий потенциал Николая Федоровича был таков, что его хватало и на работу по специальности, и на усовершенствование охотничьих ружей, и на конструирование двигателя для моторной лодки.

Всю свою жизнь тульский конструктор оружейник Н. Ф. Токарев посвятил укреплению обороны Родины, создавая зенитные установки для Советской Армии. За 40 лет творческой деятельности он разработал около полусотни оригинальных конструкций. Из них девять были приняты на вооружение.

Умер Выдающийся конструктор
17 января 1972 года.

(Увеличить изображение)
Участок № 29,
Могила Н.Ф. Токарева
(17.07. 2008, © Евгений Румянцев)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)


Похоронен на участке
29.
 

 
   
     

Вернуться на страницу участка

Hosted by uCoz