Родился
22 июля (3
августа) 1890
года
в
Москве.
В 1905 году
поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества;
окончил в 1914 году его живописное
отделение, а в 1917-м —
архитектурное (где учился у И.В.
Жолтовского и И.А. Иванова-Шица).
Первоначально следовал неоклассической моде начала 20 в. —
как в своих учебных эскизах, так и в первой крупной реальной
постройке (здания первого в России автомобильного завода АМО,
1916-1917). С 1918 года
работал в русле программы "Новая Москва".
В данном случае (проектируя перепланировку своего родного
Бутырского района) единственный раз выступил в творческом
коллективе; позже всегда вынашивал свои замыслы строго
индивидуально, будучи (по словам одного исследователя) "солистом
в массовом обществе".
Окончательно перешел на позиции авангардной архитектуры в период
преподавания во Вхутемасе (Высшие художественно-технические
мастерские, 1920), избрав не определенную
конструктивистскую программу, а принцип вольной импровизации.
Первым его произведением стал сравнительно небольшой павильон "Махорка"
на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной
выставке (1923).
В 1924 году по эскизу
Мельникова был сооружен сложный и в то же время крайне
логичный по форме саркофаг для мавзолея В.И.
Ленина.
Вторым выставочным зданием, принесшим зодчему международную
славу,
явился ажурно-сквозной павильон СССР на Выставке декоративного
искусства и промышленности в Париже (1925), который сам
воспринимался публикой как элегантный экспонат.
Характерные для обоих (не сохранившихся) павильонов
консольно-подвесные конструкции наиболее масштабно-новаторски
воплотились в проекте гаража для Парижа (1925).
В отличие от парижского, два больших автобусно-грузовых гаража
в Москве (1925), где архитектор предложил оригинальную
систему "прямоточно"-свободного разъезда машин, были выстроены,
однако искажены позднейшими перестройками
(как и еще два его гаража, 1934-1936).
Всегда виртуозно учитывавший технические функции здания,
Мельников, тем не менее, полемизировал с функционалистами,
склонными полностью игнорировать образное начало. Его клубные
постройки напоминают монументальные, самобытно разворачивающиеся
в пространстве абстрактные скульптуры, — впрочем, уютные и удобные
(клубы в Москве: имени И.В. Русакова,
1927-1929, завода "Каучук", 1927; и др.).
Впрочем, и здесь реальные условия эксплуатации служили препоной
для полного воплощения замыслов автора, предполагавшего, в частности,
свободную трансформацию залов с помощью подвижных перегородок. В
некоторых проектах (памятника Х.
Колумбу (для Санто-Доминго, 1929) и театра имени МОСПС,
1931) мастер вводит кинетические структуры, двигающиеся
вокруг центральной оси, причем в памятнике Колумбу движение
должно было обеспечиваться силами самой природы — ветром и дождями.
Свободнее и полней всего Мельникову удалось реализовать
свои идеи на практике в собственном доме в Кривоарбатском
переулке (1928-1931); два его экстравагантных
цилиндрических объема обогащены окнами — гигантским передним и менее
крупными, зато необычно-шестиугольными задними; внутренние
помещения решены как полуфантастический, хотя и весьма
комфортабельный мир творческого труда, открывающийся с каждого
шага в новом, неожиданном ракурсе.
Со временем деятельность Мельникова стала уже целиком "проективной",
построить ему уже ничего не удавалось (особенно с середины
1930-х годов, когда за свои "фантазии" он был подвергнут
резкой критике в печати). Некоторое время он продолжал
интенсивно преподавать (после Вхутемаса — в Архитектурном
институте, 1934-1937), в последние же десятилетия вел все
более изолированный образ жизни в своей "башне".
Умер 28
ноября 1974 года.
(для просмотра снимка в
полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)
Похоронен на участке
№ 29.
|